ЛуАЗ-969: волынский "запорожец"

11.12.2024, 16:03
Читать на сайте Melitopol-news.ru

Среднестатистическому россиянину сочетание ЛуАЗ-969 "Волынь" скорее всего ничего не скажет, а увидев эту игрушечную машинку на улице он сочтёт её самоделкой. Нет, машина вполне серийная, хотя и не слишком распространённая – всего их с 1966 по 2003 год было выпущено менее 200 тысяч, что в масштабах СССР почти ничто (сравните с почти 5 млн "копеек")

Между тем, неказистая машинка творила историю – это был первый советский переднеприводной автомобиль. Да и по своим потребительским качеством он находился вполне на уровне – будучи, по сути, микролитражкой (на "Волынь" ставили мелитопольские двигатели объёмом 0,89, 1,1 и 1,2 л.), он отличался невероятной проходимостью и грузоподъёмностью. Ну и первым гражданским джипом – УАЗы начали поступать на рынок только в конце существования СССР, а "Нива" пошла в серию в 1977 году.

Началось всё с "Запорожца". Точнее с технического задания Научно-исследовательскому автомоторному институту (НАМИ) на разработку трёх моделей автомобилей: четырёхместного "семейного" микроавтомобиля (будущий ЗАЗ-965), двухместного микроавтомобиля для инвалидов и лёгкого грузопассажирского автомобиля.

Последний мыслился, с одной стороны, как армейский "транспортёр переднего края" – малозаметная машина, которая могла использоваться, в первую очередь, как санитарно-эвакуационный транспорт, с другой – как конверсионный гражданский автомобиль для сельских жителей. Удивительно, но в серию сначала пошёл именно второй, а не первый вариант, что для СССР было совершенно не характерно. К разработке был также привлечён Ирбитский мотоциклетный завод, производивший популярные на селе тяжёлые мотоциклы "Урал".

Проект был передан на Запорожский автомобильный завод, где в 1962 году и были разработаны автомобили ЗАЗ-967 (военный) и ЗАЗ-969 (гражданский). В 1964 году было выпущено 50 предсерийных автомобилей.

База и двигатель у них были одинаковые. ЗАЗ-969 был маленьким джипом классической компоновки. ЗАЗ-967 – амфибия, место водителя было справа, причём рулевая колонка с органами управления складывалась, позволяя управлять машиной лёжа, слева же была платформа для перевозки раненого. Кабины у военного варианта не было – только лобовое стекло и брезентовый тент. Зато была гораздо более крупная и мощная лебёдка, предназначенная для подтягивания раненого на плащ-палатке.

ЗАЗ, впрочем, производство не потянул и его перевели в центр Волынской области город Луцк. Там ещё в 1951 году на основе мастерских был создан ремонтный завод, изготовляющий технологическое оборудование и оснастку. В 1955 году он стал авторемонтным, а в 1959 году – машиностроительным.

В 1966 году на ЛуАЗ была выпущена предсерийная партия автомобилей ЗАЗ-969, а 11 декабря 1967 года он стал Луцким автомобильным заводом. Его продукция получила марку ЛуАЗ.

Первым пошёл в серию ЗАЗ-696В, который из-за проблем с поставками от смежников и оказался первым советским переднеприводным – привода на задний мост попросту не оказалось в наличии. Утверждается, что буква "В" в индексе означала "временный". Сама же ориентация на передний привод была обусловлена тем, что силовой агрегат был полностью позаимствован у "горбатого" "Запорожца", только переставлен вперёд. Из-за этого были развёрнуты вентилятор (нагнетающий вместо вытяжного) и коробка передач (первая включается на себя, вторая – от себя). Интересно, что у этой модели был вал отбора мощности, который позволял подключать к двигателю различные сельскохозяйственные агрегаты.

Таких машин, по разным данным, выпустили всего около 5-7 тыс. штук.

Полноприводная модель ЛуАЗ-969 пошла в серию только в 1971 году. В 1975-м появилась модель ЛуАЗ-969А, с более мощным двигателем – на 40, вместо 30, лошадиных сил. Впрочем, до самого конца выпуска низкая мощность двигателя считалась одним из главных недостатков машины, хотя на модели 1990 года ЛуАЗ-1302 "Волынь" (до этого официального имени собственного у машины не было, народ же давал названия самые причудливые – "волынка", "луиза", "чебурашка", "лушарик" и даже "еврейский броневик") она достигла 53 л.с. Это был новый двигатель с водяным охлаждением – такой же ставился на запорожскую "Таврию". Впрочем, у волынских машин удельная мощность составляла 26-33 л.с. на тонну, в то время как у УАЗ-469 – 18-22.

967-я модель начала выпускаться только в 1975-м и поставлялась изначально в ВДВ, потом в мотострелковые части. Шла даже на экспорт – несколько сот ТПК попали на вооружение Национальной народной армии ГДР. В 90-х часть этих машин поступила в продажу и до сих пор кое-где используется как транспорт охотников и рыболовов.

В октябре 1975 года было создано производственное объединение "АвтоЗАЗ", в состав которого вошли Запорожский автомобильный завод, Мелитопольский моторный завод, ЛуАЗ и несколько других предприятий.

Пожалуй, революционным было появление в 1979 году ЛуАЗ-969М, у которого, наконец-то, появился какой-никакой дизайн, тормоза с усилителем и даже… замки в дверях! Всё же первая версия выглядела, как результат адаптации детского конструктора.

Удивительно, но ЛуАЗ, подобно многим другим советским легковым машинам нашёл для себя и зарубежный рынок – эта машинка выпускалась в Италии фирмой Martorelli под названием "Volyn". При этом на неё ставился двигатель Ford объёмом 1,1 л. Итальянские журналисты расшифровывали название производителя как "Little UAZ". Всего с 1984 по 1988 год на экспорт ушло 1700 автомобилей. Некоторое количество машин было собрано во второй половине 90-х из готовых комплектов в России.

Откровенно говоря, претензий к машине было много.

Во-первых, имея отличную проходимость (тем более – с понижающей передней передачей и блокировкой заднего дифференциала) она весьма неуверенно чувствовала себя на дорогах общего пользования – хотя по паспорту максимальная скорость составляла 85 и даже 120 км/ч, на практике машина больше 60 км/ч разгоняется только под уклон и обречена на путешествия в крайнем правом ряду.

Во-вторых, внутреннее оформление было спартанским. Кузов типа фаэтон включал только два полноценных места. В грузовом кузове было ещё две откидных скамейки – пассажиры сидели боком к направлению движения. Полноценной кабины у машины не было – только брезентовый тент с целлулоидными окошками. Ну и, понятно, никакой шумоизоляции.

Правда, вместимость кузова была неплохая – формально машина была рассчитана на 400 кг, но счастливые владельцы уверяли, что она поднимает и 600.

Сказать, что машина была очень дешёвая, нельзя – на 1 января 1991 года новый ЛуАЗ-969 стоил 5100 рублей, столько же, сколько "Таврия", – дороже "Оки" (3,5 тыс.) и "ушастого" ЗАЗ-968 (4 тыс.), но дешевле ВАЗ-2105 (8,3 тыс.).

Так или иначе, "Волынь" конкуренции с импортной продукцией не выдерживала. В 1999 году их было собрано всего 27 штук (на пике производства, в 1990 году, – 16,5 тыс.).

Тем временем завод был куплен концерном "Укрпроминвест" Петра Порошенко (автомобильным направлением в нём занимался ставший позже известным благодаря коррупционному скандалу Олег Свиначук/Гладковский). С того момента завод стал сборочным – на нём производили две модели УАЗов и пять – ВАЗов (о том, что Россия – "страна-агрессор", Порошенко тогда не знал, хотя его критиковали за выбор неодобренных "львовским обкомом" партнёров).

Судя по всему, последний ЛуАЗ-1302 (продвинутая версия ЛуАЗ-969) был выпущен в 2003 году, а в 2006 году была официально прекращена разработка похожего на "Таврию" легкового автомобиля ЛуАЗ-1301. Правда, в 2014 году украинское минобороны задумалось над возобновлением производства в Луцке транспортёра переднего края… Однако, задумалось оно так крепко, что не смогло выйти из этого состояния.

После снятия с производства "лад" завод занялся сборкой автобусов и троллейбусов "Богдан". Успехи завода на этом направлении были довольно значительны – появился даже собственный электробус, но они были в значительной степени связаны с политическим влиянием Порошенко. В феврале 2022 года "Богдан" окончательно обанкротился, цеха луцкого и черкасского автосборочных предприятий были выставлены на продажу.

По очевидным причинам их до сих пор никто не купил, но с лета прошлого года обсуждается возможность возобновления автомобильного производства – на фоне введения в ЕС заградительных пошли против продукции китайского автопрома концерн BYD заинтересовался возможностью приобретения производственной площадки в стране, которая находится в зоне свободной торговли с ЕС.


В тренде

Популярные новости за сутки

Уважаемые абоненты "Море телеком"
Уважаемые абоненты "Море телеком"
Общество
Зафиксирована аварийная ситуация за пределами Энергодара
Зафиксирована аварийная ситуация за пределами Энергодара
Мелитополь
Вакансии в МЧС России по Запорожской области
Вакансии в МЧС России по Запорожской области
Общество
Мелитопольское предприятие Свитанок получило 130 млн инвестиций на модернизацию
Мелитопольское предприятие Свитанок получило 130 млн инвестиций на модернизацию
Общество
График выплат детских пособий в феврале за январь 2025 года
График выплат детских пособий в феврале за январь 2025 года
Мелитополь
В городе Мелитополе светофорный объект на перекрёстке улиц Ломоносова и Гризодубовой оборудуют дополнительными секциями для осуществления беспрепятственных поворотов налево
В городе Мелитополе светофорный объект на перекрёстке улиц Ломоносова и Гризодубовой оборудуют дополнительными секциями для осуществления беспрепятственных поворотов налево
Происшествия
В феврале не будет длинных выходных
В феврале не будет длинных выходных
Мелитополь
Галина Данильченко: Сегодня свой день рождения отмечает заместитель председателя Законодательного собрания Запорожской области, руководитель Штаба общественной поддержки Ангелина Владимировна Ярчук
Галина Данильченко: Сегодня свой день рождения отмечает заместитель председателя Законодательного собрания Запорожской области, руководитель Штаба общественной поддержки Ангелина Владимировна Ярчук
Мелитополь
Заместитель Председателя Законодательного Собрания Запорожской области передала первые экземпляры тиража сборника исторических очерков Новороссия. Города. Люди. События образовательным учреждениям Мелитополя
Заместитель Председателя Законодательного Собрания Запорожской области передала первые экземпляры тиража сборника исторических очерков Новороссия. Города. Люди. События образовательным учреждениям Мелитополя
Общество
31 января 2025 года в ГБУ ОО ЗО Вознесенская СОШ 4 г.о
31 января 2025 года в ГБУ ОО ЗО Вознесенская СОШ 4 г.о
Разное
На 1 января 2025 года предварительная оценка численности населения России составила 146028325 человек, сообщил Росстат
На 1 января 2025 года предварительная оценка численности населения России составила 146028325 человек, сообщил Росстат
Мелитополь
Сергей Золотарёв: От всего сердца с огромным уважением поздравляю депутата Мелитопольского городского Совета, директора МКУ культуры Дворец культуры железнодорожников Назину Светлану Геннадьевну с днем рождения!
Сергей Золотарёв: От всего сердца с огромным уважением поздравляю депутата Мелитопольского городского Совета, директора МКУ культуры Дворец культуры железнодорожников Назину Светлану Геннадьевну с днем рождения!
Мелитополь
Больше новостей на Melitopol-news.ru